?

Log in

No account? Create an account
СЕНСАЦИЯ! РЕВОЛЮЦИЯ! - Никаких журналов — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Pragmatic Insanity

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

СЕНСАЦИЯ! РЕВОЛЮЦИЯ! [мар. 29, 2019|09:48 am]
Pragmatic Insanity
Нет, серьезно.

Я давно читаю willie_wonka (она же Коростелёва Анна Александровна, доцент филологического факультета МГУ), и с тех самых пор как была опубликована Школа в Кармартене (2006) чувствовал, что занимается она чем-то безумно волшебным. Такой наукой, которая была в 19-м и 20-м веке и к нашему веку уже в основном вся вышла. Незнакомые термины и новые для меня ходы мышления (предполагающие при этом некую методологию и строгость) в её постах поддерживали это ощущение на протяжении лет. Но времени и сил всерьез разобраться я не находил, да и само ощущение тайны часто приятнее того, что обнаруживается при её раскрытии. В конце концов, что может быть интересного в филологии? Конечно, какая-то фигня.

Но оказалось, что это совсем не тот случай. Тут скрыта настоящая Тайна, из тех, что одну за другой замечали и формализовывали физики начал 20-го века. Только в языкознании. Вы можете себе такое представить? Я не мог даже близко.

И вот несколько месяцев назад willie_wonka начала публиковать научно-популярные лекции о результатах многолетней (даже полувековой) работы филологической школы семантического коммуникативного анализа. А там...

Там внезапно открывается еще один слой нашего мышления и нашей речи. Слой, который был с нами с тех пор как мы научились говорить, но видеть который нас некому было научить и для выделения которого не было (номинативного) языка. Удивительно, когда природа раскрывается перед тобой новой стороной, но куда удивительнее, если это твоя внутренняя природа, ты можешь обратить на нее внимание и сказать - "ничего себе, действительно, во мне это есть, но я этого не замечал".

Становится понятно почему и в чем русский язык великий и могучий (и что это совсем не принятие желаемого за действительное), до некоторой степени проясняется механика дабл-байнда, получается прекрасная иллюстрация для шёпотов Ромы Михайлов (для тех кто помнит baaltii1). Становится на порядок понятнее что вообще такое язык и как он работает, а там шаг и к мышлению и к сознанию.

Ко всему прочему это выглядит как вполне формализованный результат, с которым смогут работать и наши быстро набирающие лингвистические навыки информационные системы. Но эту, профильную для меня идею, я еще подумаю отдельно. А пока я просто делюсь радостью.

Вот пост самой willie_wonka об этом:

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛИСЕ?
НИ-ЧЕ-ГО.
И ТО НЕ ВСЕ! ©

А между тем революция в лингвистике произошла!

Курс «Основы русской коммуникативной семантики». Лекция 1:
(основные положения метода)
https://youtu.be/Ohgdb_7xccA
Курс «Основы русской коммуникативной семантики». Лекция 2:
(понятие инварианта; начало про интонацию)
https://youtu.be/ZNuL1LIdMZM
Курс «Основы русской коммуникативной семантики». Лекция 3:
(про интонацию)
https://youtu.be/mt9G1voEoKU
Курс «Основы русской коммуникативной семантики». Лекция 4:
(сейчас загружу и добавлю линк)
(про жесты)
Это середина курса, впереди ещё 4-6 лекций. Они все тоже появятся на канале, причём очень быстро, по лекции в неделю.

Распиариваем быстренько! Выходим из тьмы дремучего невежества и выводим других оттуда, особенно – молодое поколение.

«Школа будущего». Выпуск 1. «ДА» В ЗНАЧЕНИИ «НО»?
https://youtu.be/A2LLcLL-i3g
«Школа будущего». Выпуск 2. СЛОВА-ПАРАЗИТЫ?
https://youtu.be/w9eVuZ14pnM
«Школа будущего». Выпуск 3. “YES” ЗНАЧИТ «ДА»?
https://youtu.be/5_PX3sLdwDk
Постоянная рубрика на канале. Цель – расшевелить мозги и сделать так, чтобы люди немножко задумались над устройством своего собственного родного языка, да и других заодно. Как говорится, «Учите русский, абырвалги, / В аду все баннеры на нём» ©. Но только не так грубо.
Что такое несколько сотен просмотров для канала с революционным знанием и уникальным контентом? Если у людей есть хоть капля здравого смысла, это число начнёт возрастать по экспоненте.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: dredger
2019-03-29 12:24 pm
Спасибо за наводку. Ознакомлюсь обязательно. Жаль, лекций нет в текстовом виде. Сидеть и слушать видео я не люблю.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-29 12:49 pm
Тот редкий случай, когда письменный текст может и проигрывать. Объяснения про интонации, например, текстом вообще очень трудно давать.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dredger
2019-03-29 04:51 pm
Не спорю, может проигрывать. Но в условиях хронического дефицита времени приходится выбирать. Кроме того, я типичный "визуал", поэтому предпочитаю информацию получать через глаза, а не через уши.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val000
2019-03-29 02:59 pm
+1
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jagodra103
2019-03-29 03:31 pm
я тоже письменный текст воспринимаю лучше, хотя бы по тому, что можно перечитать кусок.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-29 03:48 pm
Так ведь пересмотреть кусок тоже можно )
Это в самом деле тот случай когда записанный текст теряет ощутимую долю полезности и понятности. Редкий, просто-таки уникальный, но да, это он.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jagodra103
2019-03-29 04:18 pm
Школу будущего-непременно посмотрю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dredger
2019-03-29 04:48 pm
Просто я читаю намного быстрее, чем лектор говорит. Двухчасовая лекция - это около получаса вдумчивого чтения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-29 05:17 pm
полтора часа я вам не сэкономлю, но слушать на скорости 1.25 вполне можно )
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dredger
2019-03-29 06:15 pm
Даже на 1,5 тоже ничего. На 1,75 уже быстровато :)
Но все равно я глазами лучше воспринимаю, чем ушами.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jagodra103
2019-03-30 04:01 pm
и это тоже.
но, видимо, зрительное восприятие сильнее, чем аудиальное.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scholarpunk
2019-03-29 07:22 pm
Поршнев, не?..
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-29 07:32 pm
Поршнев да. Но Поршнев нет. Поршнев дает платформу для мышления о некоей части модели реальности, а тут ты внезапно обнаруживаешь
себя на палеолетической стоянке одним из исследуемых субъектов. И на самом деле оказывается, что ты там всегда. Хотя от Поршнева такой эффект тоже есть, да. Но не сразу, не сразу.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gypsy_airs
2019-03-29 08:16 pm
Вышеупомянутый блог читаю давно и с удовольствием, но меня смутил сам формат подачи материала: слишком большая претенциозность плюс закрытые комментарии в жж и на ютубе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-30 05:50 am
А вы вообще содержанию внимание уделили, или обошлись формой?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gypsy_airs
2019-03-30 04:41 pm
Сложно как-то судить о содержании с учётом того что я от филологии человек совсем далёкий, с одной стороны мне понравился сам подход и идея искать какое-то общее смысловое содержание в этих семантических единицах, с другой некоторые её аргументы не кажутся убедительными. Просто, когда сталкиваешься с плохо знакомой областью, всегда приятнее слушать человека, у которого нет никаких внутренних заморочек, а упоминания о костных и догматичных учёных, не желающих замечать случившейся революции (даже если это на самом деле так) не располагают к доверию.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-30 05:04 pm
Можно такое найти, да. Но сама идея меня настолько сбила с ног, что любые огрехи формы (да и можно ли считать огрехом восхищение тем, что достойно восхищения?) не бросаются в глаза.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: thomas_willow
2019-07-09 06:12 pm
ага-ага. коммуникация ущербная какая-то. односторонняя.
ну хотя-бы на этой страничке можно сигнал послать, отвести душу. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgeniirudnyi
2019-03-30 07:26 am
Вот, кстати список ее работ

https://istina.msu.ru/profile/KorostelevaAA/

Но книг на упомянутую тему еще нет. Подождем.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-30 07:47 am
Мне кажется самое фундаментальное из изданного (хотя и не самое свежее) вот - https://istina.msu.ru/publications/book/5570034/.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgeniirudnyi
2019-03-31 08:35 am
Спасибо. Я глянул в заключение книги:

"Итак, коммуникативный уровень языка представляет собой строгую систему средств, организованных в конструкции, объединяемых целеустановками."

Я бы сказал, что позиция о том, что в мире есть люди со своими собственными целеустановками, которые хотят добиться от других людей определенных действий, является уже, по сути дела, требуемым ответом. Если с этим согласиться, то мне не очень непонятно, что еще требует объяснения.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-31 10:48 am
Мне кажется вы трактуете фразу в общефилософском ключе, в то время как в ней довольно узкий технический смысл.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgeniirudnyi
2019-03-31 05:01 pm
Меня, конечно, интересует более широкий смысл. Например, можно ли с использованием языка, который сложился во времена охотников и собирателей, осмысленно обсуждать этот самый процесс происхождения языка.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-31 05:18 pm
Для такой постановки придется дать содержательное определение осмысленности. Вот - продуктивный результат, его можно использовать в технике (как в технике личной практики так и в технике в привычном смысле). Осмысленность же материя тонкая.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgeniirudnyi
2019-03-31 06:53 pm
Согласен. Вначале надо разобраться, возможно ли достижение осмысленности с использованием языка, который сложился во времена охотников и собирателей.

P.S. При просмотре содержания книги на ум пришло классическое "Пасть порву".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-03-31 07:49 pm
Ку!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: val000
2019-04-21 04:50 am
С Днём Рождепния!
Здоровья и счастья Вам!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: staerum
2019-04-21 04:28 pm
Спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)